"Брат звёздных братьев"
Константин Дмитриевич Таюрский (26.08.1922 – 3.09.2005)
Наш город славен многими своими земляками. Один из них – заслуженный летчик-испытатель СССР, гвардии инженер-полковник Константин Дмитриевич Таюрский. Отважно сражаясь в годы Великой Отечественной войны, он стоял и у истоков практической подготовки к первым полетам человека в космос.
В отличие от отца, всю жизнь проработавшего в шахте, под землей, сын бредил небом, хотя после окончания средней школы и сам успел испытать нелегкий труд каталя на комбинате «Березовзолото», шахте № 1. Отсюда осенью сорокового года он ушел в летное училище, навсегда связав свою судьбу с авиацией...
В скоростном бомбардировочном полку, куда в 1942 году был направлен Константин Таюрский после окончания летной школы, его прозвали «таежником» – до приезда в Березовский семья Таюрских жила в Бодайбо, на Ленских приисках. Позднее, в 1943 году, появилось у него и другое прозвище: «дважды жареный гвардеец», – напоминание о том, как дважды горел в небе отважный командир экипажа 135-го гвардейского Таганрогского бомбардировочного авиационного полка.
Не раз фронтовые газеты отмечали самоотверженность и смелость в бою экипажа Таюрского. Боевое мастерство гвардии лейтенанта Таюрского поставило его в ряд лучших командиров подразделений. Особое умение бомбить с пикирования пригодилось ему в Восточной Пруссии, при взятии городов Тильзит, Прейсиш-Эйлау, Кенигсберг.
Вся фронтовая биография летчика Таюрского связана с 135-м авиаполком, покрывшим себя в небе войны неувядаемой славой. За участие в операции «Багратион» и освобождение городов Минска и Каунаса полк был соответственно награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. А за Прусскую операцию – орденом Кутузова II степени. Три ордена украсили к концу войны его гвардейское знамя, и он именовался 135-м гвардейским Таганрогским Краснознаменным ордена Кутузова и Александра Невского бомбардировочным авиационным полком. В этом полку гвардии старший лейтенант Таюрский совершил 142 боевых вылета, завоевал славу умелого мастера бомбовых ударов и воздушных боев. Его мужество и героизм были отмечены двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями.
Бурное развитие авиационной техники в послевоенный период потребовало от летчика прочных инженерных знаний. И заместитель командира эскадрильи гвардии капитан Таюрский поступает на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Богатый боевой опыт и хорошая инженерная подготовка позволили ему в 1953 году после окончания академии стать летчиком-испытателем в НИИ ВВС.
В декабре 1964 года инженер-полковнику К. Д. Таюрскому, освоившему 50 типов самолетов и вертолетов, было присвоено почетное звание «Заслуженного летчика-испытателя СССР».
Вершиной испытательского мастерства летчика-фронтовика стало выполнение в качестве ведущего летчика научно-исследовательских работ, связанных с подготовкой полета человека в космическое пространство и тренировкой
космонавтов в условиях невесомости. На специально оборудованном для этой цели ТУ-104 он выполнил 125 полетов, создав в них 646 режимов невесомости с общим временем 4 часа 36 минут. В «бассейне невесомости» самолета-лаборатории проходили подготовку к космическим полетам летчики-космонавты
СССР A. Николаев, П. Попович, B. Быковский, А. Леонов, В. Комаров, В. Шаталов, Г. Береговой, Б. Волынов, В. Зудов и другие. В качестве инструктора с ними неоднократно летал первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.
Первый руководитель подготовки космонавтов Герой Советского Союза Н. Каманин в своей книге «Старты в небо» в числе лучших наставников космонавтов первым назвал К. Д. Таюрского, который словно в детской колыбели... «поднимал будущих космонавтов на крыльях самолета в стратосферу, создавая вполне реальные условия невесомости».
За большую творческую работу по исследованиям методов подготовки космонавтов бюро президиума Федерации авиационного спорта СССР – член Международной авиационной федерации – в 1972 году наградило Константина Дмитриевича Таюрского медалью имени академика С. П. Королева. Это большая награда для летчика.
Тридцать пять лет отдал советской авиации Таюрский, из них более двадцати лет – испытательской работе. За это время он провел около ста летных испытаний самолетов и вертолетов различных типов и модификаций. Освоил летательные аппараты шестидесяти пяти типов, в том числе: бомбардировщики и транспортные самолеты конструкций А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина, транспортные самолеты О. К. Антонова – от малютки «Пчелки» до гиганта «Антея», вертолеты конструкций М. Л. Миля, H. И. Камова, А. С. Яковлева, истребители А. И. Микояна. Выполнил на них более пяти тысяч полетов с общим налетом свыше четырех тысяч часов.
В мае 1964 года гвардии полковник-инженер Таюрский вышел в отставку. Нет, он не вернулся в Березовский, до конца своих дней жил в пос. Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области, продолжал делится своим боевым опытом с молодежью. Умер 3 сентября 2005 года.
Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района. Удивительны судьбы наших земляков-березовчан!
Список источников:
Гуськов Н. Боец и исследователь // Березовский рабочий. – 1989. - №№ 144, 146, 148, 152-154.
Топорков Ф. Брат небесных братьев // Березовский рабочий. – 1965. – 14 мая. – № 18 (3339). – С. 3-4.